Берешит
Берешит – абвеатурра слов: Битахон (буква бет), рацон (желание, буква рейш), аhава (любовь, буква алеф), симха (радостьь буква шин), ирьа (боязнь, буква йуд), тора (буква тав).
(См. Кол Элияу от имени Виленского гаона).
Можно разделить это на две части: стадия становления человек, облик цельной личности, и Служение Творцу.
Можно объяснить эту последовательность так – сначала, "битахон". Обычное объяснение "битахона", это упование на Всевышнего. Из того, что после этого говорится о "рацоне", желание, то можно объяснить это также как и уверенность, уверенность в Всевышнего, уверенность в том, что мир создан во благо человека, как написано "олам хесед ибане", (мир устроен на милосердии). И поэтому, из за битахона, у нас появлятся уверенность, в себе и придает нам силы и желание (рацон).
Важность желания можно понять из рассказа из трактата Санэдрин. Так рассказывается как мудрецы хотели отменить желание к "идолопоклонству". И когда Всевышний дал им это, и это желание было "уничтожено", то вышел огонь из "Святая святых" в храме. Объясняют комментаторы, что имеется ввиду, что также "вышел" огонь, энтузиазм и воодушевление из служения Всевышнему.
Это составляющая человека. После того как создан "здоровый человек", он может и должен обратится к Всевышнему.
Перед этим, это еще не совершненное, и не полноценное служение.
Здесь, мы видим что любовь к Всевышнему она перед трепетом. Это можно объяснить, что любовь к Всевышнему она связана с нашим пониманием. Мы любим, то что осознаём, понимаем или чувствуем, что это хорошо для нас. Трепет же, он может исходить из того чего мы еще не достигли. И поэтому, с этой стороны трепет он выше любви, как у Авраама, достижение трепета, это венец 10 испытаний – "И сейчас Я знаю, что ты боишься меня".
Радость, входит между любовью и трепетом. Вообще то, радость, это относится к первой стадии, к стадии нормального облика человека. Но это не так. Как видно из книги Коэлет, невозможно радоватся без Всевышнего. Радость без Всевышнего, превращается в нежелательный "схок", что, по настоящему, всего лишь жалкая пародия на полноценную радость.
После всего этого, как написано в мишне "Авот" – ирьато кодемет ле хохмато", трепет перед Всевышним, человек может учить Тору.
Это, как бы, правильная и идеальная последовательность.
В заключение, можно отметить, что Тора дана "нормальному" человеку, с желанием и силами, и что Тора это благо, данное Творцом для реализиции своего потенциала.